market@inec.ru
   

О компании


Управление-2002: методы, средства, технологии

PC Week/RE #(359)41, 2002
Татьяна Богатова

Дом художника на Крымском валу в шестой раз гостеприимно принял гостей и экспонентов выставки-конференции "Управление". И в который раз мы порадовались тому, что место для нее выбрано организаторами (один из них - компания "Экспосервис-1") очень удачно: практически в центре столицы, с удобными автостоянками и подъездом транспорта; к тому же здесь просторные светлые залы, много места для проведения сопутствующих мероприятий (конференций, семинаров, презентаций и пр.) и никаких забот о "культурной программе" - художественные экспозиции располагаются на соседних этажах. Многие деловые люди побывали и там, совместив полезное с приятным.

ИНЭК на выставке Управление-2002

Несколько цифр с комментариями

Сначала об экспонентах. В нынешней выставке приняли участие 140 компаний и учреждений, включающих как коммерческие фирмы, так и государственные структуры:

  • компании, разрабатывающие и внедряющие ПО, - 54;
  • организации, предлагающие консалтинг и внедрение ИТ, - 7;
  • консалтинговые и аудиторские услуги - 19;
  • структуры государственного и муниципального управления - 19;
  • вузы, учебные центры - 11;
  • СМИ, издательские дома - 15;
  • прочие - 15.

Среди сопутствующих мероприятий было около 100 разнообразных докладов, семинаров, презентаций, круглых столов и других массовых (в разной степени) акций, организаторами которых выступило около 30 компаний и структур. Из них 25 занимаются преимущественно ИТ, еще три - консалтингом и аудитом. Интересно, что мероприятий, посвященных ИТ, состоялось всего лишь в полтора раза больше, нежели докладов и семинаров по проблемам управления в целом, - это говорит о том, что большую часть последних организовали и провели именно ИТ-компании.

Следует отметить, что некоторые из их проевели по два-три (ИНЭК , "Термика", "МАГ Консалтинг", "Логика бизнеса", "ПМСофт", TopS BI), а ЛАНИТ - четыре мероприятия.

Новые формы

Впервые на выставке прошла деловая игра "Электронный документооборот и электронная цифровая подпись в деятельности руководителя", организованная тремя компаниями - ЛАНИТ, ABBYY и "Пирит". Ее целями было:

  • продемонстрировать в действии схему прохождения документа в системе электронного документооборота - от сканирования оригинала до подписания руководителем;
  • показать реальные преимущества организации электронного документооборота (особенно для территориально разобщенных структурных подразделений в системе корпоративного управления);
  • стимулировать практическую реализацию федерального закона "Об электронной цифровой подписи".

Участникам были предложены технологии ввода и обработки заполняемых от руки форм в системе электронного документооборота - от сканирования бумажного оригинала и его распознавания до визирования и подписания с помощью электронной цифровой подписи. В процессе деловой игры моделировалась деятельность руководителя при безбумажной работе с документами в условиях юридически значимого электронного документооборота.

Весьма интересными стали и некоторые другие мероприятия - например, проведенные на выставке круглый стол "Промышленность и инновации" (Российский союз промышленников и предпринимателей), конференция общероссийской общественной организации "Муниципальная академия", прошедшее в первый день (22 октября) расширенное заседание Экономического совета ЦФО, закончившееся встречей членов Экономического совета со студентами Государственного университета управления.

Как отметили представители корпорации "Парус", свежим решением явилась организация стендов по территориальному принципу; так, один из них был посвящен Московской области, несколько - административным округам столицы и ряду районов Подмосковья. Кстати, "Парус" на выставке был единственной компанией, демонстрировавшей управленческие решения для регионов: по проекту с рабочим названием "Московская область" компания поставила ИС более чем в 30 организаций - госучреждений Московской области (в частности, в администрации Ногинского, Нарофоминского районов, города Электростали и др.). С октября они осуществляют переход к работе в единых информационных стандартах.

Данный проект реализуется согласно концепции комплексной информатизации, разработанной в рамках областной целевой программы "Территориальная информационная система Московской области (МО) 2001-2005 гг.". Областное Министерство экономики в соответствии с распоряжением губернатора Бориса Громова "О централизованной поставке единой автоматизированной системы бухгалтерского учета в исполнительные органы государственной власти Московской области и государственные органы Московской области" заключило договор с корпорацией "Парус" о поставке ПО.

Важным аргументом при выборе поставщика решения стало то, что московское региональное отделение корпорации аккредитовано при Министерстве экономики области и тесно сотрудничает с областным учебным центром "Нахабино" (также экспонент "Управления"), где уже в течение ряда лет специалисты "Паруса" проводят семинары по вопросам автоматизации финансово-хозяйственной деятельности для работников бюджетных учреждений области.

Значимым оказалось и то, что компания предлагает госсектору не "коробочные" продукты, а комплексное решение, позволяющее осуществлять централизованное управление не только финансами и материально-техническим снабжением, но и государственными и муниципальными закупками. На базе программного продукта корпорации строится система поддержки принятия решений для аппарата управления госструктур.

Портрет посетителя выставки

Портрет посетителя выставки
По данным анкетирования, проведенного
компанией "ТБ.Софт"

Как отметил руководитель проекта "Московская область" от "Паруса" Владимир Дмитриев; "Наше участие в выставке было весьма эффективным. Кроме того, корпорация совместно с Министерством экономики МО провела здесь семинар по созданию территориальной ИС для муниципальных образований и регионов, и нашими решениями заинтересовались администрации Муромской, Ярославской, Нижегородской областей, а также ряда районов Подмосковья - Домодедовского, Серпуховского, Раменского и др.".

Новые интересы

Наиболее активно на выставке обсуждались две темы: управление проектами и управление персоналом. Это - требование времени, которое заставляет руководителей хорошо считать, вести учет, анализировать и уже на этой основе принимать решения. Только тогда все это можно назвать управлением. Одно из любимых детищ современной экономики - проектный менеджмент. Такие продукты (или модули) на выставке демонстрировало несколько экспонентов. Например, ЛАНИТ представил два завершенных проекта: первый - установка системы Microsoft Project в инвестиционной банковской группе "НИКойл", второй - внедрение ИС управления проектами Open Plan в ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" (аналогичный проект продолжается в "ОКБ Сухого"). Кроме того, ряд консалтинговых фирм и учебных центров предлагали помощь в постановке проектного менеджмента, а также соответствующее обучение (Training Line) и сертификацию (СОВНЕТ). Интересно, что на выставке было объявлено о проведении в будущем году в Москве 17-го Всемирного конгресса по управлению проектами под общим названием "Проектно-ориентированные бизнес и общество" (www.pmcongress.ru).

Внимание к работе с кадрами отражает актуальность данного вопроса. Помимо "АиТ" и некоторых других фирм, уже известных в данном секторе рынка, новый продукт "Управление персоналом", выпущенный нынешним летом, представила на выставке компания ИНЭК-АС. Система состоит из восьми модулей: учетные функции, кадровая политика (включая системы оплаты, контракты и трудовые соглашения), бюджет, эффективность и мотивация, Интернет-менеджер, технологические процессы (автоматизация бизнес-процессов с использованием сервера BizTalk), управление проектами (планирование, оценка затрат, контроль исполнения), поддержка технологического документооборота (ведение документов в естественном виде). Особенности системы: она построена так, что в основе лежат экономико-правовые и законодательные акты, а все последующие документы выпускаются на их базе. В ИС увязаны и контролируются три основных параметра - бюджет, план, факт, а также их комбинации. Тесная интеграция с Microsoft Project позволяет принимать адекватные решения по корректировке плана при обнаружении всевозможных отклонений. Система дополнена Интернет-технологиями, которые используются, к примеру, для автоматического вывода на сайт компании информации о вакансиях и анкет для претендентов на них.

"В целом нынешняя выставка, в отличие от предыдущих, нас приятно удивила, - отметила коммерческий директор компании ИНЭК АС Нина Королева, - посетители приходят более квалифицированные, знающие, что конкретно они хотят найти. Возможно, это обусловлено тематикой сопутствующих мероприятий, которые привлекают именно таких людей".

Активно продвигала свой молодой продукт компания "ТБ.Софт". Недавно "ТБ.Корпорация" пополнилась новым модулем - "Контроль исполнения поручений и документооборот", о котором шел разговор и на семинаре, устроенном во время проведения выставки (кстати, участникам семинара компания предоставила 10%-ную скидку и бесплатную установку системы при покупке до 1 декабря 2002 г.). Данный модуль позволяет автоматизировать организацию процесса исполнения поручений. Он является инструментом ведения оперативной базы данных поручений, назначения ответственных, исполнителей, проверяющих (контролеров) каждого поручения, позволяет оперативно извещать исполнителя о новых поручениях, управлять ходом выполнения заданий, определять сценарии смены состояния поручений, контролировать сроки исполнения, отслеживать взаимосвязи поручений, производить разбивку поручений на более мелкие для обеспечения действенного контроля, вести документацию по каждому поручению, классифицировать задания по группам, категориям и приоритетам. Руководителям всех уровней система позволит получать отчеты по всем перечисленным операциям.

И еще о выставке в целом

Рассказывая о ходе выставки, директор компании "Экспосервис-1" Владимир Шевченко подчеркнул, что такая экспозиция вкупе с обширной программой конференций дает возможность общения, обмена опытом руководителям территориальных образований среднего звена (от районных управ до городов): "Высший эшелон экономического руководства страны имеет свои экономические форумы и встречи для политиков, общение же представителей исполнительной власти на среднем уровне затруднено, поэтому и налаживание горизонтальных связей идет трудно, люди часто не знают, что делается в соседних областях. Не приходится говорить и о стандартах взаимодействия и передачи информации. Средством преодоления такой разобщенности, а также местом, где можно начать формировать подобные стандарты, вполне может стать наша выставка. Кстати, в будущем году мы ожидаем, что в ней примут участие все области ЦФО".

Конечно, это правильно и нужно. Но известно, что такая категория, как управление, относится не только к штатным действиям государственных и властных структур, но и к руководству предприятиями. Понятно, конечно, что есть некоторая разница в управлении, скажем, областью и мясокомбинатом. Однако, как справедливо отметил г-н Шевченко, "каждое предприятие функционирует на определенной территории, и уровни интересов тех, кто управляет предприятиями и территориями, в жизни тесно переплетаются. Мы старались переплести их и на выставке".

Правда, пока это получилось не во всем. Как следует из вышеприведенных подсчетов, самая активная и многочисленная группа на этой выставке - компании-разработчики и фирмы, внедряющие ПО. Большинство из них (разве что за исключением "Паруса", активно работающего не только с коммерческими фирмами, но и с государственными и муниципальными структурами) нацелены на общение с потенциальными клиентами из сферы бизнеса. Как раз они были несколько разочарованы в своих ожиданиях: им показалось, что организаторы приложили недостаточно усилий для привлечения их целевой аудитории. И хотя нельзя сбрасывать со счетов и необходимость собственной активности компании-экспонента (например, у фирмы ИНЭК, которая провела на выставке несколько семинаров, активно работала на стенде и т. п., впечатления о выставке самые хорошие), здесь есть о чем подумать. Как привлечь тех, кого ждут разработчики управленческого ПО? Впрочем, это не единственная проблема организации выставок в целом - вспомним, что с распространением Интернета их роль и ряд целевых установок изменились. И, видимо, прав Владимир Шевченко, когда считает, что пришло время всем (и участникам, и организаторам, и владельцам площадей) сесть за круглый стол и попытаться решить хотя бы некоторые из них.

версия для печати