КОНЭКТ (консалтинг + эффективные компьютерные технологии)
ИНЭК представляет новую услугу, направленную на постановку деятельности экономических и финансовых служб Заказчика.
Назначение услуги
Функции финансово-экономических служб, на совершенствование которых направлена услуга
Решения, принимаемые на основе процедур анализа и планирования
Условия реализации проекта
Назначение услуги
Основная цель реализации услуги - превращение процессов планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия в строго регламентированную технологию. Эти процессы начинают выполняться финансово-экономическими службами регулярно, с установленной периодичностью.
При реализации услуги, помимо регламентации деятельности экономических и финансовых служб заказчика, может осуществляться автоматизация выполнения основных функций, вследствие чего процессы планирования и анализа существенно упрощаются. Это позволяет делегировать основную часть работ по их выполнению на уровень исполнителей. Таким образом высвобождается время и внимание руководителей компании на решение стратегических задач. Более того, заказчик получает регулярную систему поддержки принятия управленческих решений, что положительно отражается на их качестве и существенно сокращает время, затрачиваемое на их принятие.
Функции финансово-экономических служб, на совершенствование которых направлена услуга
В результате проведения соответствующих работ финансово-экономические службы будут регулярно и качественно выполнять свои основные функции: финансово-экономический анализ, планирование, план-фактный анализ.
Финансово-экономический анализ
Финансовый анализ позволяет выявить объективные проблемы в деятельности предприятия. На основании результатов финансового анализа вырабатываются решения по управлению денежными и материальными потоками, а также преодолению имеющихся проблем.
Посредством экономического анализа производится оценка эффективности хозяйственных процессов, выявляются скрытые резервы и подготавливаются обоснования для дальнейшего планирования и принятия управленческих решений. Экономический анализ включает в себя:
-
Анализ и контроль структуры себестоимости, её влияния на прибыль
-
Анализ структуры выручки, её динамики
-
Анализ эффективности производства и реализации каждого вида продукции, товара
-
Анализ эффективности работы персонала, динамики численности и заработной платы
-
Анализ эффективности использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и т.п.
Планирование
Основная задача - комплексное и взаимоувязанное планирование всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности. Планирование должно осуществляется на основе прогнозирования объемов продаж, последующего составления производственной программы, оценки объема затрат, потребностей во всех видах ресурсов и калькулирования себестоимости. Планирование дебиторской и кредиторской задолженностей позволяет прогнозировать потоки денежных средств, своевременно проводить мероприятия по использованию имеющихся резервов и оценивать потребность в заемных средствах.
Подготавливаемый план должен оцениваться с точки зрения:
-
Устойчивости полученных финансовых показателей к изменениям конъюнктуры рынка и макроэкономических условий деятельности [1]
-
Динамики структуры имущества предприятия и источников его формирования
-
Анализа затрат на единицу произведенной продукции
-
Экономической эффективности планируемой деятельности
-
Рентабельности производства в целом и каждого вида продукции или услуг в отдельности
Если составленный план предполагает осуществление инвестиций, то необходим анализ их эффективности. Это повышает степень экономической обоснованности принимаемых решений о целесообразности реализации проектов.
Таким образом, в результате постановки деятельности финансово-экономических служб предприятия будут разрабатываться подробные комплексные планы, охватывающие:
-
Ассортиментную политику
-
Производственную программу
-
Снабженческую и сбытовую политику
-
Политику в области труда и заработной платы персонала
-
Управление активами и инвестиционную деятельность
-
Планирование финансовых потоков, включающих все денежные поступления и расходы за расчетный период и др.
Комплексный характер планирования позволяет координировать работу различных служб предприятия - снабженцев, производственников, финансистов и т. п. и ориентировать их на достижение общего командного результата. Формирование единого плана позволяет установить конкретные задания различным службам предприятия и служит инструментом повышения эффективности управления. Последнее достигается за счет регулярного контроля за ходом выполнения плана в целом и по отдельным службам, посредством проведения план-фактного анализа.
План-фактный анализ
Строго регламентированный процесс проведения план-фактного анализа позволяет оперативно выявлять те структурные подразделения, работа которых обуславливает отклонения от запланированных результатов, а также разрабатывать и проводить адресные мероприятия по компенсации отклонений и устранять причины их возникновения.
Анализ отклонений факта от плана проводится по различным показателям, которые задаются, исходя из специфики деятельности каждой конкретной компании. Такими показателями могут выступать:
-
Производство и реализация конкретного вида продукции, закупка и реализация конкретных видов товаров (количество, цена, остатки на складе)
-
Трудовые ресурсы (численность, зарплата, фонд заработной платы)
-
Поступление и расход денежных средств (в том числе - динамика задолженностей)
-
Финансовые результаты (выручка, себестоимость, издержки обращения, коммерческие и управленческие расходы, внереализационные операции, прибыль и др.)
-
Финансовые показатели (оборачиваемость, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность капитала и деятельности и др.)
-
Технико-экономические показатели и др.
Решения, принимаемые на основе процедур анализа и планирования
Таковыми являются решения в отношении:
-
Управления ассортиментом продукции (включение или исключение позиций, изменение объема производства и расходов на продвижение отдельных видов продукции)
-
Привлечения заемных средств (подтверждение необходимости, определение объемов и источников, расчет оптимальных сроков погашения)
-
Корректировки ценовой политики (как в целом, так и по одной или нескольким позициям)
-
Управления затратами, закупочной политикой (в том числе - контроль и управление объемом кредиторской задолженности)
-
Сбытовой политики (управление объемом и оборачиваемостью дебиторской задолженности, определение оптимальных схем сбыта для групп контрагентов: консигнация, реализация, товарный кредит)
-
Целесообразности приобретения или продажи имущества
-
Инвестиционных проектов (принять, отклонить или доработать)
-
Выхода на новые для компании рынки или ухода со старых, покупки или продажи бизнеса и т.п.
Стратегические и тактические решения менеджмента всегда принимаются на основании достигнутых результатов деятельности компании. Таким образом, преобразовав проведение финансово-экономического анализа и планирования в четко регламентированную по составу и срокам регулярную процедуру, компания обеспечивает себе своевременное поступление достоверной информации, характеризующей ее финансово-хозяйственную деятельность, в требуемых объемах и заданной форме.
Постановка деятельности экономических и финансовых служб отражается и непосредственно на деятельности предприятия - за счет лучшей организации системы управления производством и закупками, улучшения взаимодействия служб сбыта и производства, высвобождения денежных средств путем управления оборотным капиталом (запасами готовой продукции, сырья и незавершенного производства) и т. д.
Условия реализации проекта
Реализация новой услуги ИНЭК подразумевает три направления работ, два из которых совмещены по времени. Первым направлением является постановка процессов финансово-экономического планирования и анализа. Его результат - отработка технологии анализа и планирования применительно к специфике конкретного предприятия, обучение персонала Заказчика этим технологиям и подготовка набора документов, регламентирующих деятельность финансово-экономических служб. Параллельно ведутся работы по второму направлению. Оно заключается в информационном обеспечении выполнения планово-аналитических функций: осуществлении сбора необходимой исходной информации, автоматизации плановых и аналитических алгоритмов. Третий этап состоит во внедрении новой структуры финансово-экономической службы Заказчика, готовой к осуществлению плановых и аналитических функций.
Стоимость и сроки работ
Средний срок оказания услуги - 1-1,5 месяца; стоимость работ - 1-2 млн руб.
[1] Уровень инфляции; изменения стоимости приобретаемых основных средств; изменения цен поставщиков на товары и материальные ресурсы (сырье, топливо, энергия и т. д.); рост заработной платы рабочих основного и вспомогательного производства, а также управленческого персонала; рост постоянных затрат предприятия; изменения налогового законодательства; изменение цен на реализуемые товары и услуги.
наверх