market@inec.ru
   

О компании


Гринмейл: русская версия

Журнал "Консультант", #5 март 2005 (Финансовый контроль)
Издательство "Бератор-Пресс"

Эмиль Котляр. Председатель совета директоров группы кампаний ИНЭК, к.э.н.

Практически любая компания может стать жертвой корпоративного шантажа. Однако есть некоторые "правила поведения", зная которые руководство может защитить себя и свою корпорацию.

Проблема корпоративного шантажа (сейчас стало модным использовать термин "greenmail") часто обсуждается в российской деловой прессе. Журналисты колоритно описывают различные приемы, используемые шантажистами. Например, публичная критика менеджмента компании, возбуждение судебного преследования ее руководителей с обвинениями в мошенничестве, проведение альтернативных собраний акционеров с формированием второго совета директоров или второго гендиректора. Попробуем "без гнева и пристрастия" сформулировать некоторые правила поведения, которые помогут руководству корпорации избежать негативных последствий корпоративных конфликтов. Для начала дадим определение, что же такое "гринмейл" (greenmail - зеленое письмо, или по-нашему "черная метка"). Данный термин на корпоративной слэнге обозначает корпоративный шантаж. Иначе говоря, это злоупотребление правом со стороны акционера для повышения стоимости выкупа принадлежащих ему акций.

Гринмейл в России

В нашей стране "гринмейл" - понятие более емкое. Оно подразумевает и такие действия, как, например, корпоративная разведка или понуждение общества к совершению юридически значимых действий. Гринмейл используется не только для того, чтобы заставить компанию-цель выкупить ценные бумаги, принадлежащие гринмейлеру. Зачастую он становится частью юридической схемы, применяемой одной компанией при недружественном поглощении другой. Однако в некоторых случаях корпоративный шантаж может быть и способом защиты своих прав мелким акционером.

Безусловно, действия гринмейлера являются по своей сути злоупотреблением правом. Однако в российском законодательстве четкое определение понятия "злоупотребление правом" отсутствует. По этой причине статья 10 "Пределы осуществления гражданских прав" Гражданского кодекса практического применения не находит. Итак, к особенностям российского гринмейла можно отнести следующие:

  • полная неразборчивость компаний-агрессоров в выборе способов нападения;
  • наличие компаний, специализирующихся в области недружественных слияний и поглощений;
  • невозможность разграничения корпоративного шантажа миноритария, защищающего свои права, и недружественного поглощения со стороны компании-агрессора.

Классическая схема корпоративного шантажа

Корпоративный шантаж начинается с того, что миноритарный акционер возбуждает иск о нанесении ему убытков действиями мажоритарных акционеров. При этом он требует применить в качестве меры обеспечения иска не только арест акций крупного владельца, но и запрет участвовать ему в работе общих собраний акционеров. Причем повод, для того чтобы возбудить иск, здесь не существенен.

Это могут быть и признание недействительным ненормативного акта общества, и имущественный иск. После этого проводится общее собрание акционеров, где у нападающей стороны уже большинство голосов, избирается новый состав совета директоров и новый генеральный директор. Новое руководство быстро распродает активы акционерного общества. Впоследствии первоначальный иск рассыпается, однако имущества уже нет и вернуть его достаточно трудно.

Иные способы корпоративного шантажа

Схема 1.

Любопытной представляется тактика взятия измором. Мелкий акционер засыпает компанию требованиями о проведении внеочередных общих собраний акционеров. Так как акций нападающего не хватит для принятия необходимого решения, здесь он рассчитывает на процедурные ошибки со стороны эмитента или крупного акционера, зацепившись за которые, можно достигнуть желаемого результата. Например, на очередном собрании акционеров, посвященном перевыборам его членов, кандидат может указать не все данные в анкете.

Таким образом, на основании этого можно принять решение о том, что кандидата приняли с нарушением закона, и опровергнуть назначение. Возможны бесконечные требования акционера о проведении внеочередных аудиторских проверок, о предоставлении различной информации по хозяйственной деятельности компании и составу акционеров, иски и жалобы "в инстанции" по процедурным вопросам и т. д.

Уголовное дело как защита
Александр Валуйский. адвокат, коллегия адвокатов "Содружество", группа кампаний "Юричформ":

"Зачастую сам факт возбуждения уголовного дела и проведение расследования могут стать защитой от продолжения враждебных действий со стороны агрессоров. Как показывает практика, и случаях враждебного захвата для возбуждения дела имеются вес основания. Однако для того, чтобы вернуть собственность законному владельцу, этого недостаточно. В любом случае ''жертве" придется еще достаточно долго признавать недействительными соответствующие фиктивные сделки через арбитражный суд. Затем: опять же через арбитражный суд признавать незаконными действия регистрирующих органов но оформлению права собственности на подставные организации. И лишь после завершения долгих судебных процедур все вернется в первоначальное положение".

Схема 2.

Популярной тактикой являются судебные иски, связанные с оспариванием тех или иных этапов приватизации, а также обжалованием решений о выпуске ценных бумаг. Основная цель - изменить соотношение сил в акционерном обществе.

Схема 3.

Имеют место и вооруженные захваты предприятий, и применение мер административного давления на менеджмент, и блокирование судом по требованию акционеров производственной деятельности предприятий. Так, широкую известность получила история о том, как миноритарный акционер "Лукойла" в судебном порядке на три дня заблокировал экспорт нефти компании.

Схема 4.

Активно используются пробелы законодательства. В конфликты данного типа часто оказываются втянутыми государственные органы. Поясним примерами:

  • нет четкого правового механизма перехода прав собственности к государству на акции, принадлежащие умершим акционерам, когда отсутствует наследник по закону или завещанию. В результате в реестрах акционеров права собственности на акции продолжают числиться за умершими. В ряде случаев это создает проблему для обеспечения кворума на собраниях, а также дает поле деятельности для многочисленных злоупотреблений (регистратору поступают передаточные распоряжения, "подписанные" умершим акционером, подпись которого заверяется эмитентом; умерший "голосует" на собрании и т. д.);
  • отсутствует механизм разрешения конфликтов, связанных с одновременным наличием в акционерных обществах двух советов директоров, двух генеральных директоров, параллельным ведением двух реестров акционеров;
  • законодательством установлена лишь административная ответственность членов счетной комиссии за выполнение своих функций. Поэтому их недобросовестные действия могут привести к срыву общих собраний или фальсификации результатов голосования.

О вреде конфликтов

Иногда в прессе можно встретить мнение, что корпоративные конфликты полезны, что они играют роль "естественного отбора" в бизнес-среде: выживает более грамотный руководитель, сохраняет свои позиции в бизнесе более энергичный предприниматель. С этим тезисом нельзя согласиться. Уже сегодня корпоративные конфликты отрывают у менеджмента объекта нападения массу средств и времени. Как правило, в период акционерных войн ухудшается экономическое состояние предприятий. Мелкие акционеры подвергаются массированному воздействию (в лучшем случае - психологическому). На фоне конфликта происходят массовые нарушения прав и интересов иных акционеров, в конфликте не участвующих. Все это вместе взятое приводит к подрыву доверия к российскому фондовому рынку.

Как защититься от гринмейла

Главное в проекте недружественного поглощения - наличие плана, денежных средств, конспирация, использование правовых и неправовых методов, подкуп должностных лиц, знание и использование ошибок администрации. Основная ошибка администрации (сегодня весьма распространенная) в том, что контрольный пакет не был консолидирован топ-менеджментом предприятия (в обществе было большое количество миноритарных акционеров). Вторая по значимости ошибка - слабый контроль за хранением документов (печати). Третья ошибка - кадровая (возможность вербовки "инсайдера"). Избежать ошибок возможно, если общество имеет собственную службу безопасности и корпоративных юристов, если внутренние документы регламентируют хранение документов и доступ к ним. Обобщая практику недружественных поглощений, можно сделать вывод, что для их предотвращения необходимо:

  • минимизировать число миноритарных акционеров;
  • передать реестр независимому реестродержателю;
  • жестко контролировать проводки в реестре;
  • осуществлять контроль за движением имущества в регистрирующем органе;
  • следить за состоянием личных лицевых счетов в реестре;
  • привести в соответствие с правовыми нормами приватизацию предприятия.
версия для печати