;
| |||||||||
Гринмейл: русская версияЖурнал "Консультант", #5 март 2005 (Финансовый контроль)
Эмиль Котляр. Председатель совета директоров группы кампаний ИНЭК, к.э.н. Практически любая компания может стать жертвой корпоративного шантажа. Однако есть некоторые "правила поведения", зная которые руководство может защитить себя и свою корпорацию. Проблема корпоративного шантажа (сейчас стало модным использовать термин "greenmail") часто обсуждается в российской деловой прессе. Журналисты колоритно описывают различные приемы, используемые шантажистами. Например, публичная критика менеджмента компании, возбуждение судебного преследования ее руководителей с обвинениями в мошенничестве, проведение альтернативных собраний акционеров с формированием второго совета директоров или второго гендиректора. Попробуем "без гнева и пристрастия" сформулировать некоторые правила поведения, которые помогут руководству корпорации избежать негативных последствий корпоративных конфликтов. Для начала дадим определение, что же такое "гринмейл" (greenmail - зеленое письмо, или по-нашему "черная метка"). Данный термин на корпоративной слэнге обозначает корпоративный шантаж. Иначе говоря, это злоупотребление правом со стороны акционера для повышения стоимости выкупа принадлежащих ему акций. Гринмейл в России В нашей стране "гринмейл" - понятие более емкое. Оно подразумевает и такие действия, как, например, корпоративная разведка или понуждение общества к совершению юридически значимых действий. Гринмейл используется не только для того, чтобы заставить компанию-цель выкупить ценные бумаги, принадлежащие гринмейлеру. Зачастую он становится частью юридической схемы, применяемой одной компанией при недружественном поглощении другой. Однако в некоторых случаях корпоративный шантаж может быть и способом защиты своих прав мелким акционером. Безусловно, действия гринмейлера являются по своей сути злоупотреблением правом. Однако в российском законодательстве четкое определение понятия "злоупотребление правом" отсутствует. По этой причине статья 10 "Пределы осуществления гражданских прав" Гражданского кодекса практического применения не находит. Итак, к особенностям российского гринмейла можно отнести следующие:
Классическая схема корпоративного шантажа Корпоративный шантаж начинается с того, что миноритарный акционер возбуждает иск о нанесении ему убытков действиями мажоритарных акционеров. При этом он требует применить в качестве меры обеспечения иска не только арест акций крупного владельца, но и запрет участвовать ему в работе общих собраний акционеров. Причем повод, для того чтобы возбудить иск, здесь не существенен. Это могут быть и признание недействительным ненормативного акта общества, и имущественный иск. После этого проводится общее собрание акционеров, где у нападающей стороны уже большинство голосов, избирается новый состав совета директоров и новый генеральный директор. Новое руководство быстро распродает активы акционерного общества. Впоследствии первоначальный иск рассыпается, однако имущества уже нет и вернуть его достаточно трудно. Иные способы корпоративного шантажа Схема 1. Любопытной представляется тактика взятия измором. Мелкий акционер засыпает компанию требованиями о проведении внеочередных общих собраний акционеров. Так как акций нападающего не хватит для принятия необходимого решения, здесь он рассчитывает на процедурные ошибки со стороны эмитента или крупного акционера, зацепившись за которые, можно достигнуть желаемого результата. Например, на очередном собрании акционеров, посвященном перевыборам его членов, кандидат может указать не все данные в анкете. Таким образом, на основании этого можно принять решение о том, что кандидата приняли с нарушением закона, и опровергнуть назначение. Возможны бесконечные требования акционера о проведении внеочередных аудиторских проверок, о предоставлении различной информации по хозяйственной деятельности компании и составу акционеров, иски и жалобы "в инстанции" по процедурным вопросам и т. д.
Схема 2. Популярной тактикой являются судебные иски, связанные с оспариванием тех или иных этапов приватизации, а также обжалованием решений о выпуске ценных бумаг. Основная цель - изменить соотношение сил в акционерном обществе. Схема 3. Имеют место и вооруженные захваты предприятий, и применение мер административного давления на менеджмент, и блокирование судом по требованию акционеров производственной деятельности предприятий. Так, широкую известность получила история о том, как миноритарный акционер "Лукойла" в судебном порядке на три дня заблокировал экспорт нефти компании. Схема 4. Активно используются пробелы законодательства. В конфликты данного типа часто оказываются втянутыми государственные органы. Поясним примерами:
О вреде конфликтов Иногда в прессе можно встретить мнение, что корпоративные конфликты полезны, что они играют роль "естественного отбора" в бизнес-среде: выживает более грамотный руководитель, сохраняет свои позиции в бизнесе более энергичный предприниматель. С этим тезисом нельзя согласиться. Уже сегодня корпоративные конфликты отрывают у менеджмента объекта нападения массу средств и времени. Как правило, в период акционерных войн ухудшается экономическое состояние предприятий. Мелкие акционеры подвергаются массированному воздействию (в лучшем случае - психологическому). На фоне конфликта происходят массовые нарушения прав и интересов иных акционеров, в конфликте не участвующих. Все это вместе взятое приводит к подрыву доверия к российскому фондовому рынку. Как защититься от гринмейла Главное в проекте недружественного поглощения - наличие плана, денежных средств, конспирация, использование правовых и неправовых методов, подкуп должностных лиц, знание и использование ошибок администрации. Основная ошибка администрации (сегодня весьма распространенная) в том, что контрольный пакет не был консолидирован топ-менеджментом предприятия (в обществе было большое количество миноритарных акционеров). Вторая по значимости ошибка - слабый контроль за хранением документов (печати). Третья ошибка - кадровая (возможность вербовки "инсайдера"). Избежать ошибок возможно, если общество имеет собственную службу безопасности и корпоративных юристов, если внутренние документы регламентируют хранение документов и доступ к ним. Обобщая практику недружественных поглощений, можно сделать вывод, что для их предотвращения необходимо:
|
|||||||||
|