|
Госзаказ: управление, размещение, обеспечение # 7, январь - март 2007
Вступивший в силу Федеральный закон # 94-ФЗ нацелен на снижение коррупционных рисков и повышение эффективности расходования бюджетных средств. Достичь этого планируется за счет жесткой регламентации действий государственного заказчика. Законом предусмотрены и формализованы процедуры, регламентирующие порядок извещений о торгах и результатах, сроки и необходимые документы по четырем формам размещения государственного заказа: конкурсной, аукционной, запросу котировок и закупки у единственного поставщика.
Но при этом не учитывается "другая сторона медали", а именно риски нарушений государственных контрактов и финансовых потерь бюджета вследствие недобросовестного поведения поставщиков. Направленные же на предварительную сортировку конкурсантов квалификационные требования существенно ограничены. Требования к поставщику сводятся к соблюдению законодательства РФ в форме трех условий: наличия необходимой лицензии, отсутствия задолженностей перед госбюджетом и ненахождение компании в состоянии банкротства или на стадии ликвидации.
Система мониторинга и анализа
Организаторам конкурсов уже не раз приходилось признавать победителями торгов компании, предложившие минимальную цену. И уже не являются редкостью случаи исчезновения победителей сразу после получения авансового платежа. Еще более часты ситуации срыва государственных контрактов в силу отсутствия у поставщика ресурсов, достаточных для их выполнения. К негативным результатам для заказчика (непредвиденные расходы бюджетных средств, срыв сроков и др.) ведут отказы победителей конкурса от заключения государственного контракта. Федеральный закон # 94-ФЗ не позволяет прямо отфильтровывать такие компании на этапе конкурсного отбора.
Тем не менее проведение анализа и мониторинга предприятий-претендентов на заключение контракта имеет смысл. При наличии автоматизированной системы, способной производить анализ финансово-экономического состояния предприятий на основании данных стандартной бухгалтерской и налоговой отчетности, возможно даже в течение отведенных законом на проверку 10 дней выявить скрытые задолженности и получить объективную оценку возможностей конкурсантов выполнить заказ. Зная при этом о рисках, сопряженных с заключением контракта с ненадежным поставщиком, организаторы смогут принять меры по их снижению.
Средства прогнозирования для объективного определения цены контракта
При конкурсном отборе определяющим критерием теперь является цена. Поскольку организаторы ориентированы на экономию бюджетных средств, то, соответственно, чем цена ниже, тем лучше.
Но проблемы нередко возникают с выставлением стартовой цены торгов или аукциона, от которой далее идет торг на понижение. Далеко не всякому заказчику просто самостоятельно определить реальную стоимость формируемого заказа, поскольку не все организации имеют в наличии современный инструментарий и возможности для постоянного мониторинга текущего и прогнозного состояния рынка по той или иной группе товаров. Для решения этой задачи многие заказчики обращаются с запросами к потенциальным поставщикам, которым часто не выгодно показывать реальную цену.
Данную проблему можно решить за счет создания аналитического ИТ-комплекса поддержки принятия решений, связанных с формированием требований к реализации контракта, в том числе и определением ценовой политики. Такой комплекс, содержащий подсистему макроанализа и прогнозирования экономической динамики, позволяет проводить сценарный анализ показателей, определяющих состояние экономики. Наличие в арсенале организации средств анализа тенденций, моделирования и прогнозирования экономической ситуации, позволяет существенно снизить риски завышения стартовой цены контракта и в то же время предусмотреть возможные колебания - изменения цен, связанных с сезонностью, рыночной конъюнктурой и рядом факторов, под влиянием которых формируется средняя рыночная стоимость продукции - предмета контракта.
Оптимальная организация процессов
Пока еще нередки примеры, когда проведение запросов котировок и организация конкурсных и аукционных процедур вменены в обязанности должностным лицам: бухгалтерам, юристам и другим сотрудникам, не имеющим соответствующих квалификаций, навыков и, как правило, достаточного количества времени на тщательную проработку подготовки торгов. При этом, естественно, повышаются риски бюджетных потерь в случаях признания победителем конкурса недобросовестной компа нии, сбоями в поставках и нарушении их условий, что вполне вероятно при недостаточно проработанных квалификационных требованиях к поставщикам и продукции, при неадекватном определении начальной закупочной цены, невозможности в краткие сроки выяснить, удовлетворяет ли организация-поставщик установленным законом критериям для участия в конкурсе. Для структур и организаций, где объем госзакупок достаточно велик, оправдывает себя формирование выделенной структуры (например, отдела или группы специалистов) с соответствующими компетенциями - как в области юриспруденции, так и области финансов и экономики. Необходимо четко регламентировать процессы взаимодействие на всех этапах: подготовки к проведению торгов или аукциона, непосредственного проведения, заключения контракта, контроля его исполнения. Таким образом, риски заключения и неисполнения антракта, финансовых потерь существенно снижаются при едином системном подходе к организации процедуры госзакупок, когда в комплексе решаются организационные вопросы и внедряются современные средства и методики планирования, прогнозирования и финансово-экономического анализа. Такой подход обеспечивает заказчику инструменты для более глубокой и качественной проработки решений и поможет обезопасить себя от возникновения непредвиденных сбоев, как в ходе заключения контракта, так и при его исполнении.
О группе компаний ИНЭК
Группа компаний ИНЭК работает на российском рынке консалтинга с 1990 года. Сегодня ИНЭК - это мощное многопрофильное предприятие, объединяющее команду профессиональных экспертов и специалистов Группа компаний ИНЭК предоставляет организациям различных отраслей, масштабов и форм собственности, финансовым институтам и органам государственной власти услуги и комплексные решения в сфере информационных технологий, финансово-экономического и управленческого консалтинга, аудита и оценки, повышения квалификации и образования. Высокая квалификация и практический опыт специалистов группы ИНЭК позволяют эффективно решать управленческие задачи любой сложности. Для этого ИНЭК вменяет комплексный подход, сочетающий использование как технологических, так и организационных решений на основе единой методологической платформы, оптируемой под специфику деятельности заказчика. В арсенале решений ИНЭК - методология и программно-аналитические комплексы для финансово-экономического анализа и планирования деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе ГУП и АО с долей государственной собственности. Аналитические программные продукты ИНЭК являются многократными победителями Международных конкурсов программного обеспечения в области финансов и бизнеса. Среди их отличительных особенностей - соответствие требованиям российского законодательства, нацеленность на решение многоуровневых задач, возможность учитывать специфику управленческих задач - любой организации, постоянное совершенствование в соответствии с требованиями времени
Группа компаний ИНЭК имеет большой опыт сотрудничества с органами государственного управления и в части создания средств поддержки принятия решений для руководства органов государственной власти и управления:
- макро- и микроэкономические исследования состояния регионов, отраслей, групп предприятий;
- финансово-экономический анализ состояния и прогноз развития экономики регионов, отраслей, групп предприятий;
- оценка инвестиционной привлекательности региона, отрасли, группы предприятий и подготовка рекомендаций по ее повышению;
- разработкакомплексныхпрограмм регионального развития. Мониторинг эффективности реализованных программ;
- разработка проектов и программ развития институтов государственного управления;
- реализация проектов и программ, нацеленных на повышение эффективностифункционирования федеральных и региональных органов власти;
- разработка и внедрение информационно-аналитических систем поддержки принятия решений. Разработка организационных механизмов их создания и функционирования;
- разработка и осуществление комплексного обучения для обеспечения реализации программ занятости населения (повышение квалификации, перепрофилирование и т.п.).
Среди наших заказчиков - федеральные и региональные органы власти: Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по науке и инновациям. Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство образования РФ, Российский фонд федерального имущества, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Мэрия г. Москвы, Департамент науки и промышленной политики г. Москвы, Контрольно-счетная палата г. Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, Департамент финансов Администрации Тверской области, Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, Управление экономической безопасности Ярославской области, Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия.
Группа ИНЭК на протяжении многих лет традиционно входит в число ведущих аудиторских и консалтинговых компаний России. Результаты рейтингов агентств "Эксперт-РА", "CNewsAnalytics", "ЮНИПРАВЭКС", изданий "КоммерсантЪ-Деньги", "Известия", "Финанс", "Профиль", интернет-проекта "IOne" подтверждают высокий статус ИНЭК в области предоставления услуг и ИТ-решений, управленческого консультирования и финансово-экономического управления.
Заур Александрович Котляр - директор по консалтингу,
заместитель генерального директора группы ИНЭК, к.э.н
|
|