Особенности процессов слияний и поглощений в мегаполисах
Э. Котляр
президент некоммерческого партнерства Консультационный центр "Стратегия защиты"
Журнал "Консультант директора", #20 (Школа консалтинга)
Еще двенадцать лет назад а России, даже терминологически не знали, какой смысл заложен в словах - "Приватизация", "акционер", "ценная бумага", "банкротство", "слияние и поглощение" и т.п. Впервые в нашей стране о недружественных поглощениях заговорили в 1999 г.; компания "Росбилдинг" купила несколько московских универмагов (в том числе "Краснопресненский", "Вешняки", "Дорогомиловский"). Были применены диковинные на тот момент технологии, которые уже давно используются на Западе, получившие название Mergers&Acquhitions (M&A) - "слияния и поглощения".
Процесс слияний и поглощений почти всегда связан с акционерным предпринимательством, истоки которого уходят к незапамятным временам. В России же реальные условия возникновения акционерных ассоциаций появились только при Петре I. Однако уже в первой половине XVIII в. компанейская форма предприятий считалась самой выгодной для производства, в 1901 г в России действовало 1465 акционерный компаний с суммарным капиталом в 2531,5 млн. руб. Благодаря появлению на рынке такого количества акционерных компаний в царской России начался и принял немалый размах процесс слияния и поглощения. С приходом к власти большевиков подобные операции по понятным причинам стали немыслимыми.
Зарождение в новой России института слияний и поглощений началось примерно с середины 90-х годов. В волне слияний первыми оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. В основном создавались вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - классический пример вертикального типа слияний. Подобные слияния помогли решить не только производственные задачи, но и создали предпосылки для обеспечения конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке. Примером может служить создание вокруг НК "ЛУКОЙЛ" холдинга, организовавшего единую технологическую цепочку "от скважиныдо бензоколонки". В других компаниях этот процесс проходил в форме поглощений - так, АО "Сургутнефтегаз" поглотил АО "КИНЕФ" и ряд компаний нефтепродуктового обеспечения.
|
|
Мировой рынок слияний и поглощений компаний насчитывает более 15 тыс. сделок ежегодно. Известно, что процессы на этом рынке непосредственно зависят от состояния и перспектив развития экономики - по мере роста инвестиционной привлекательности в экономику "притекают" деньги, как следствие - интенсифицируются процессы слияний и поглощений. Определенная политическая стабильность, устойчивый экономический рост, демонстрируемый на протяжении ряда лет, внятность законодательства, являются ключевыми факторами улучшения инвестиционного климата России. Одновременно активизируется и рынок слиянии и поглощений.
На сегодняшний день по суммам и объемам сделок, по их активности и агрессивности Россия превосходит всех, опережая даже более интенсивно развивающиеся страны Восточной Европы.
В отличие от традиционных форм слияний и поглощений, практикуемых на Западе (в них чаще всего преобладает добровольное, "дружественное" начало), в России эти процессы почти всегда носят жесткий, агрессивный характер.
Одна из наиболее распространенных форм поглощения на сегодняшний день - скупка акций у миноритарных акционеров. Это тем проще, чем менее ликвидны акции компании (акционеры не знают их реальной стоимости и поэтому готовы продать по низкой цене).
Еще один широко распространенный в России способ агрессивного поглощения компаний - механизм банкротства (скупка долгов). Если на Западе бизнесмены, заинтересованные в поглощении той или иной компании, предлагают ее акционерам премии в размере стоимости их акций, то наши "поглотители" применяют куда менее затратную технологию с использованием механизма банкротства.
На это, помимо субъективных причин, есть и объективные, которые заключаются в специфической постсоветской структуре размещения промышленных объектов в крупных городах.
- Избыточность земельного участка. Площадки под промышленные предприятия, как правило, отводились "на вырост", в то же время объемы производства в 30-х годах сократились в разы. Зачастую такие площадки расположены в центральных частях крупных городов.
- Низкая эффективность использования земельных участков и недвижимости. Значительная часть промышленных предприятий убыточна или низкорентабельна. При этом нередко (например, в Москве) на всю территорию предприятия распространяются льготы, как на земли промышленного назначения. В итоге финансовый результат от использования земли и недвижимости несопоставим с их рыночными ценами.
- На предприятиях обычно существует множество нерешенных проблем, как юридического, так и финансово-договорного характера, дивидендная политика как таковая в большинстве случаев отсутствует, пробелы в истории акционирования и приватизации, слабо организованная финансово-хозяйственная и договорная деятельность, как правило, отсутствует стратегия развития производства на будущее, не говоря уже о стратегии защиты своей собственности. Эта ситуация усугубляется отсутствием внятной позиции государства в отношении М&А, несовершенством законодательной базы, коррумпированностью чиновников и советским директорским менталитетом ("земля - это бесплатно", "адвокаты и консультанты - это дорого и бесполезно).
- Менеджмент предприятий не в состоянии, да и не заинтересован, самостоятельно реформировать существующее производство. Избыточные ресурсы (недвижимость и земля) используются для увеличения личных доходов путем сдачи в аренду (субаренду).
- Ввиду отсутствия в настоящее время рынка купли-продажи земли цена земельных участков предприятий значительно занижена.
- Отсутствие консолидации городской промышленности, наличие большого числа мелких и средних акционерных обществ.
Москва - колоссальный мегаполис. И это не только субъект Федерации, это - крупнейшая столица мира, создававшаяся как научно-индустриальный центр. Столица насыщена промышленными предприятиями. Из 110 тыс. га 27 тыс. занято производственно-коммунальными зонами. После введения в действие Земельного кодекса РФ стало реальным формирование рынка земли, и, следовательно, она обрела свою рыночную цену. Например, 1 га земли в центре столицы может стоить от 5 до 13 млн. долл. в зависимости от места расположении. Это, в свою очередь, привело к росту сделок по скупке промышленных предприятий исключительно ради приобретения прав на занимаемый земельный участок, причем наиболее популярным способом - недружественным захватом.
На сегодняшний день имеются пробелы в законодательстве. В России существует закон об акционерных обществах западного толка для развитых рыночных отношений. В 1999 г. был принят закон о ценных бумагах, регулирующий деятельность фондового рынка, - весьма современный и соответствующий рыночным реалиям. Но принятие закона об акционерных обществах не стимулировало развитие фондового рынка, что и закономерно - ведь он должен развиваться в течение многих и многих десятилетий. Отсутствие фондового рынка является одним из важнейших факторов, которые формируют процедуры недружественных слияний и поглощений как приоритетные инструменты деятельности инвесторов.
|
|
Проведенный специалистами анализ базовых экономических показателей ряда московских промышленных предприятий показывает полную экономическую несостоятельность большинства действующих на их территориях бизнесов, поэтому главной ценностью остается только занимаемый земельный участок. В результате промышленно-производственный статус земельного участка, размещенные на нем производственные объекты и весь существующий персонал являются лишь неизбежными обременениями будущего инвестиционного проекта.
В совокупности указанные особенности формируют "парадокс постсоветского периода", в соответствии с которым в мегаполисе недвижимость с бизнесом (даже рентабельным) стоит дешевле, чем недвижимость без бизнеса.
Таким образом, целью слияний и поглощений е крупных городах является не бизнес и возможности повышения его эффективности, конкурентоспособности, а как раз совсем наоборот - его умерщвление.
Руководствуясь этим парадоксом, наиболее активное участие в процессах слияний и поглощений, играют профессиональные рейдерские структуры, чьей задачей является захват (недружественное поглощение) имущественного комплекса предприятия и его "зачистки" от бизнеса для последующей перепродажи.
В результате от недружественных поглощений мегаполисы несут ощутимые потери; прежде всего - в форме недобора средств в городской бюджет и роста вынужденных потерь (создание новых рабочих мест для предотвращения роста социальной напряженности). Например, по данным, которые были представлены некоторыми отраслевыми управлениями Департамента науки и промышленности Правительства Москвы, из общего количества предприятий, подвергшихся скупке акций, за период с 2001 г. по настоящее время, более 32% перепрофилировано или закрыто. Общая потеря рабочих мест - около 14 тысяч. Снижение объемов производства на предприятиях легкой промышленности составило 1,5 млрд руб. (20% от общего объема), на предприятиях машиностроения - 1,247 млрд. руб. (64% от общего объема). По оценкам экспертов, еще более 4 тыс. московских предприятий, включая НИИ и предприятия бытового обслуживания, находятся в зоне особого риска, т.е. могут быть поглощены в ближайшее время.
Для защиты научного и промышленного потенциала Правительство Москвы приняло ряд постановлений и распоряжений, направленных на противодействие стихийному переделу собственности в промышленном секторе города и запрет использования земельных участков, занятых под производство не по целевому назначению.
- Постановление Правительства Москвы от 25.03.03 N 188-ПП - "О принятии решений о перебазировании, реформировании, ликвидации предприятий и организаций на территории города Москвы".
Данное постановление для сохранения стабильного положения промышленных предприятий, рабочих мест, межрегиональных и экономических связей, обеспечения доходной части бюджета и во избежание незаконного передела собственности в промышленном секторе определяет порядок перебазирования предприятий и организаций города Москвы.
- Постановление Правительства Москвы от 25.03.03 N 184-ПП "О порядке взимания двукратной ставки земельного налога за неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки в городе Москве".
Данное постановление определило порядок взимания таких ставок.
Предоставило право префектурам административных округов принятия решений о взимании двукратной ставки земельного налога за неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки.
- Постановление Правительства Москвы от 20.05.03 N 371-ПП "О защите имущественных интересов города Москвы в оптовом продовольственном комплексе".
Выработаны конкретные меры в целях защиты имущественных прав и интересов г. Москвы в оптовом продовольственном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности города:
1) работа по защите имущественных интересов города - одно из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти;
2) при Правительстве Москвы создан Оперативный штаб для координации работ по анализу негативных явлений и выработки мер по их устранению (председатель штаба - Ю.М. Лужков);
3) утвержден перечень организаций оптового продовольственного комплекса и перерабатывающей промышленности со статусом "Предприятие городского значения" (55 предприятий), имеющих стратегическое значение для города.
Определены другие меры, в частности:
- проведение независимой оценки рыночной стоимости активов организаций городского значения с долей города в уставном капитале;
- осуществление постоянного контроля за финансово-экономическим состоянием оптово-продовольственных организаций с далей городской собственности и оказание им необходимой финансовой поддержки;
- определение перечня предприятий с участием г. Москвы, в которых целесообразно увеличить размер уставного капитала до реальной стоимости активов обществ;
- организация семинаров по вопросам защиты имущественных интересов для руководителей,
- сохранение целевого назначения земельных участков при заключении новых договоров аренды;
- разработка предложения о создании управляющей компании по управлению долями города Москвы в акционерных обществах.
- Постановление Правительства Москвы от 29.07.03 N 599-ПП "О мерах по сохранению промышленного потенциала города Москвы".
Принят ряд мер с целью сохранения промышленного потенциала в городе Москве, противодействия стихийному переделу собственности в промышленном секторе города Москвы и использования земельных участков производственного назначения (в том числе промышленных) не по целевому назначению.
- Постановление Правительства Москвы от 30.09.03 N: 820-ПП "Об утверждении Положения о предприятии городского значения в оптовом продовольственном комплексе, пищевой и перерабатывающей промышленности".
Определены понятие предприятия городского значения, критерии присвоения данного статуса, его регистрации и т.д.
- Закон "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы".
Основная задача закона заключается в том, чтобы сохранить производственные функции отдельных территорий.
|
|
Действие этих законодательных актов привело к тому, что ряд рейдерских команд и их заказчиков оказались в сложной ситуации - предприятия забрали, а перепрофилировать их не могут. Но это временное решение, скоро найдется выход, но стоить он будет дороже. Да и результат далеко не безупречен, так как консервируется советское размещение производства в городе, а дефицитный ресурс (земля) продолжает использоваться неэффективно.
Одновременно экологическая безопасность, транспортные возможности, культурно-историческая ценность и экономическая целесообразность заставили Правительство Москвы разработать план перевода ряда промышленных предприятий на другие, специально созданные производственные площадки либо уплотнения существующих. Реализация этой программы наталкивается на сопротивление действующей администрации предприятий и отсутствие в бюджете города значительных материальных средств для ее осуществления.
Риторический вопрос: что же делать? Очевидно для всех, что запрещать поглощения глупо и в условиях современного рынка практически не возможно. Кроме всего прочего, существует объективная проблема, заключающаяся в несоответствии сложившейся системы размещения производства потребностям основных агентов рынка.
В основе решения этой проблемы должны быть только рыночные подходы - необходимо создать ситуацию, при которой административное вмешательство в процессы слияния и поглощения носило бы исключительно характер мирного сосуществования всех участников рынка и здоровой конкуренции.
Общеизвестно, что основными участниками рынка слияний и поглощений являются:
- акционерное общество - хозяйствующий субъект, имеющий значительный земельный и имущественный комплекс, избыточные ресурсы ведут к завышенной себестоимости и низкой конкурентоспособности, но создают возможности для дополнительных доходов менеджмента;
- инвесторы - потенциальный покупатель промышленного предприятия, которого интересует земельный и имущественный комплекс, но не бизнес;
- исполнительная и законодательная власть мегаполиса, которая отвечает за пополнение бюджета, создание рабочих мест и т.п. и заинтересована в развитии эффективного промышленного потенциала города.
Другими словами, существует объективная необходимость в реструктуризации промышленных предприятий, заключающейся в разделении жизнеспособного бизнеса и земельно-имущественного комплекса, и в этом совпадают интересы всех участников рынка слияний и поглощений. Нужно только, чтобы они эту необходимость осознали. И здесь очень велика роль правительства мегаполиса, которое должно стимулировать и регулировать процессы М&А, создавая, с одной стороны, условия реструктуризации и преобразования промышленных предприятий, с другой стороны, беря на себя определенные риски, создавая тем самым более привлекательные условия для инвестиций.
Наметилась реальность времени - необходимость перевода процессов поглощения в цивилизованное русло, что позволит городу получать эффект даже от деятельности рейдерских команд, а для этого целесообразно на законодательном и правительственном уровне предпринять ряд важнейших шагов:
- Устранить все льготы по арендной плате за землю. Пониженные ставки на аренде должны действовать только в специальных промзонах города (ПромСити). Предприятия, которые хотят иметь промышленные объекты в центре города, должны платить за землю на общих основаниях, что, безусловно, скажется на себестоимости выпускаемой продукции и, соответственно, на конкурентоспособности предприятия в целом.
- Активизировать работу по оценке реальной стоимости городской земли. Это позволит внедрить рыночный инструмент защиты от недружественного поглощения - благодаря повышению общей стоимости бизнеса снижается прибыль от захвата с целью дальнейшей перепродажи недвижимости.
- Основным условием разрешения перепрофилирования земельного участка является перебазирование жизнеспособного бизнеса в промзону (например, проект "Пром Сити Москва") с обязательным условием полного финансового обеспечения проекта.
- По нашим оценкам, такое решение, направленное на урегулирование существующих конфликтов, не является лекарством, если оно реализуется "постфактум". Поэтому и необходима разработка стандартной и прозрачной процедуры, которая должна сопровождать каждую сделку слияния (поглощения). Такая процедура должна, с одной стороны, позволить инвесторам заранее просчитывать все последствия принимаемого решения, в том числе все обременения, связанные С необходимостью перебазирования бизнеса. Такой подход вполне разумен, особенно учитывая то обстоятельство, что в настоящее время недружественные поглощения - сверхприбыльный бизнес, вполне сопоставимый с нефтяным. С другой стороны, стандартность и прозрачность процедуры - единственный способ борьбы с коррупцией и административным произволом, которого так много в данном бизнесе. По нашему мнению, только таким образом, возможно сделать более цивилизованным рынок слияний и поглощений и превратить его в мощный инструмент развития мегаполиса.
В основе идеи лежит следующий механизм (на примере Москвы) представленный на рисунке:
- выделить из неработающе го предприятия некоторые отдельные эффективные бизнес-единицы, реформировать их и перебазировать на специализированные площадки (проект "ПромСити", программы укрупнения профильных предприятий, размещения на базе существующего предприятия нескольких Других);
- осуществить финансирование этих программ за счет компаний инвесторов - если новый собственник хочет получить разрешение на перепрофилирование объекта, вначале необходимо профинансировать вывод бизнеса, подлежащего капитализации на другую площадку, и решить ряд социальных проблем.
На основании заключений, полученных после проведения обследований предприятий (вне зависимости от формы собственности имеющих значительный имущественный и земельный комплекс, а также высокую экономическую и социальную значимость для города) независимыми экспертными организациями, аккредитованными при Правительстве Москвы, будет приниматься решение о необходимых условиях, при которых возможна их ликвидация (реформирование). При Правительстве Москвы должен быть создан специальный Отдел корпоративного управления и корпоративных конфликтов, который помимо постоянного мониторинга ситуации на всех московских предприятиях, должен предоставить новому собственнику полную информацию о позиции городской администрации по приобретенному предприятию. Если инвестор представит на утверждение план реформирования с учетом всех необходимых условий, с обеспечением полноценного финансирования, то может рассчитывать на существенную поддержку Правительства Москвы, а соответственно, "Нарушители" подвергнутся серьезным административным и финансовым санкциям, что сделает этот вид их бизнеса нерентабельным.
Административная роль региональных (городских) структур власти сводится к управлению процессами промышленного реформирования только рыночными инструментами - выделение специальных земельных участков под перебазирование поглощенных предприятий, строительство коммуникаций, предоставление льгот по налогообложению, предоставление банковских гарантий для финансирования перевода промышленных предприятий, участию городского капитала в инвестиционных проектах и т.д.
Конечно, дополнительные обременения приведут к некоторому снижению рентабельности проектов поглощения, которая в настоящее время неоправданно высока, но в итоге обязательно улучшится инвестиционный климат в мегаполисах России.
Таким образом, основная идея компромиссного решения лежит в более "справедливом" перераспределении финансовой маржи от сделки купли-продажи имущественного и земельного комплекса г. Москвы.