;

Российские технологии для успешного бизнеса

 

Московская Промышленная Газета, 14-15 (333-334) 21- 27 апреля 2005 г.
mpg.ru > Мебельная отрасль: проблемы переходного возраста

Мебельная отрасль: проблемы переходного возраста

Евгения Дементьева, Дмитрий Ледовский

Маленький мальчик на стуле сидел,
Манную кашку, качаясь, он ел,
Треснула спинка, сломав позвоночник:
Стул был российским, не очень-то прочным...
(из народного эпоса)

Посткризисный период изначально ознаменовался подъемом российской мебельной промышленности. Произошло перераспределение рыночных долей между иностранными и отечественными производителями в пользу последних. Этому способствовали снижение доходов населения по сравнению с докризисным уровнем, значительное падение курса рубля. В результате более дешевая и менее качественная отечественная мебель стала более привлекательной для потребителя исключительно за счет низких цен, а не за счет реального удовлетворения потребительских предпочтений. Рано или поздно период роста рынка за счет его первичного насыщения должен был закончиться.

В настоящее время ситуация изменилась: доходы населения растут, вкусы потребителя меняются, курс рубля укрепляется, но заметных качественных подвижек в состоянии российской мебельной индустрии так и не происходит. Темпы роста объема производства мебельной промышленности замедляются (около 10% в 2004 г. по сравнению с 20% в 2003 г.).

С конца 2004 года рынок мебели находится в фазе "переходного возраста", от становления к зрелости. С одной стороны, он страдает все теми же "детскими" болезнями: отсутствием новых дизайнерских решений, узким ассортиментом, относительно низким качеством продукции, недостаточной проработкой стратегии продвижения продукции, дефицитом узнаваемых марок ("Шатура" - исключение). С другой стороны, период бурного роста после 1998 года, когда хорошо продавалось все, закончился. В настоящее время требуется умение не только производить, но и продвигать мебель. Дальнейшее успешное развитие российского рынка не представляется реальным без радикальной перестройки существующих бизнес-процессов, формирования эффективной рыночной инфраструктуры и пересмотра методов регулирования развития рынка. Другими словами, мебельному рынку пора взрослеть.

Однако развитие рынка не может идти равномерно во всех сегментах. Развитие каждого из этих сегментов (мягкая мебель, офисная мебель, кухни, гостиные и спальни, детская мебель) обладает своей спецификой.

Мягкая мебель является наиболее динамичным сегментом рынка: технологии просты, первоначальные капвложения минимальны, сложного и дорогостоящего оборудования не требуется. Поэтому в этой сфере очень много молодых небольших российских компаний, и их число продолжает расти, а доля иностранных производителей сокращаться. Производство мягкой мебели имеет наиболее сильную территориальную привязку, что связано с высокими транспортными издержками по данному виду продукции. Только дорогостоящие образцы имеет смысл перевозить в территориально удаленные регионы - в этом одна из причин вытеснения импортной продукции на данном сегменте.

Офисная мебель - не менее благоприятный для российского производителя сегмент мебельного рынка. Российские производители на 70-90% доминируют в продажах наиболее дешевой и массовой оперативной мебели (мебельные комплекты со средней стоимостью 200-500 долл. для рядовых сотрудников организаций), доля которой на рынке офисной мебели доходит до 70%. Остальная часть рынка представлена кабинетами для руководителей (стоимость до 10 000 долл. за комплект) и эксклюзивной мебелью. В этом сегменте велика роль иностранных производителей, прежде всего итальянских.

Производство кухонной мебели также активно осваивается российскими компаниями. Однако значительная часть комплектующих иностранного производства, фактически большинство производителей занимаются лишь сборкой мебели, и только крупные компании перешли к самостоятельному изготовлению каркасов.

Наиболее технологически сложным является производство корпусной мебели для гостиных и спален. Высокие затраты на организацию производства и относительно невысокая рентабельность (10-15%) сдерживают продвижение молодых отечественных фирм; основной состав был сформирован еще в дореформенный период. В него входят крупные предприятия, такие, как "Шатура", "Электрогорская мебельная фабрика".

В сегменте детской мебели ситуация сложнее. Детская мебель отечественного производства представлена на рынке достаточно слабо. Имеющиеся недорогие образцы отечественного и иностранного производства низкого качества. Качественная импортная мебель стоит дорого и не по карману большинству населения.

Чтобы понять причины основных проблем российского мебельного бизнеса, необходимо взглянуть на них комплексно. Эволюция рынка связана с двумя группами проблем: предложения и спроса.

Проблемы предложения начинаются с дизайна отечественных изделий. Пожалуй, только ленивый не упрекает отечественную мебельную промышленность в недостатке современных оригинальных дизайнерских решений. Дизайнерская составляющая затрат на разработку новых образцов недорогой мебели экономически оправдана, если создается серия и есть возможность обеспечить объем реализации достаточный, чтобы окупить затраты. Производители пытаются экономить на этих затратах, копируя западные образцы или выполняя эту работу силами собственных дизайнерских подразделений. В первом случае фактически нарушаются авторские права, что неприемлемо для развитого рынка, а при более развитой судебной системе чревато судебными разбирательствами. Качественную работу собственных дизайнерских подразделений могут обеспечить в основном крупные компании-производители. Основные недостатки такого подхода: ограниченность опыта сотрудников (работа в рамках одного предприятия, недостаточная интенсивность работ), дефицит кардинально новых идей. Отсюда вытекает необходимость разработки и реализации программ повышения квалификации.

Проблемы предложения также тесно связаны с дефицитом у мебельных предприятий необходимых для перевооружения и текущей деятельности финансовых средств. Так, производство корпусной мебели требует высоких капитальных затрат на закупку оборудования. Импортные комплексы для мебельных предприятий (а именно они необходимы для достижения конкурентоспособности) стоят дорого - от нескольких десятков для средних предприятий до сотен тысяч евро - для крупных.

Недостаточное качество отечественных комплектующих обусловливает также использование импортной продукции. Это относится прежде всего к фурнитуре. Так, согласно результатам обследования качества дверных петель, приемлемым качеством среди российских предприятий обладала лишь продукция "Электрогорского фурнитурного завода". В результате 30% общего объема материалов и комплектующих, применяемых в производстве, закупаются по импорту. За рубежом закупается около 80% необходимых российским мебельщикам плит МДФ, около 15% - плит ДСП и около 50% - фурнитуры. За покупку материалов и комплектующих российские мебельщики вынуждены оплачивать ввозную пошлину, которая составляет 10% стоимости товара, плюс транспортные расходы.

Получается, что отечественный производитель платит за комплектующие и оборудование гораздо больше, чем зарубежные производители у себя в стране. Это делает отечественную мебель дороже и снижает ее конкурентоспособность. Иностранные производители, создавая предприятия на территории России, имеют преимущества перед российскими: они вносят оборудование в уставной капитал создаваемой на территории России фирмы, минуя при этом НДС и импортные пошлины. Российским компаниям не только приходится уплачивать пошлины на ввозимое оборудование, но и платить НДС, компенсация которого производится только после пуска оборудования в эксплуатацию, что приводит к отвлечению значительных объемов и без того дефицитного оборотного капитала.

Продвижение продукции на рынок - следующий важный этап, на котором возникают проблемы с предложением отечественной мебели. Рынок мебели достаточно насыщен продукцией как российского, так и иностранного производства на любой вкус и кошелек. Чтобы добиться конкурентных преимуществ на рынке, недостаточно делать мебель лучше других - необходим узнаваемый потребителем образ торговой марки или бренд. К сожалению, процесс формирования российских брендов только в зачаточном состоянии: "Шатура", получившая 2-е место в конкурсе "Бренд года-2004" (1-е место у шведской IKEA), является скорее исключением, чем правилом. Успех марки "Шатура" не только в размерах производства, но и в создании дилерской сети (работает под маркой "Шатура-Мебель").

Проблемы спроса связаны с характеристиками потребителей. Во-первых, несмотря на который год регистрируемый рост реальной заработной платы, уровень бедности в стране по-прежнему очень высок (по официальным данным около 20% населения живет ниже черты бедности). Спрос на массовую мебель напрямую связан с уровнем доходов основной части населения. Во-вторых, рыночный спрос формируется под влиянием потребительских предпочтений. А они таковы, что большинство населения рассматривает замену мебели как задачу, сопоставимую по трудности с ремонтом. Это тормозит рост рынка мебели. Оба фактора взаимосвязаны. Семья с низкими доходами просто не может себе позволить обновлять обстановку. В-третьих, возникает проблема использования старой мебели. Комиссионная торговля, существовавшая в дореформенный период, ныне практически ушла в историю, в числе прочего по экономическим причинам - не окупает себя. В то же время организация таких магазинов сегодня могла бы помочь значительно увеличить платежеспособный спрос, в частности в сегменте детской мебели, мебели для кухонь, спален и гостиных.

И проблемы спроса, и проблемы предложения в совокупности тормозят развитие рынка мебели. Но они не являются неразрешимыми, предпочтения потребителей со временем меняются, доходы населения растут. Предприятия модернизируют производства, развивают системы сбыта продукции, решают проблемы качества. Однако для сохранения отечественного мебельного производства в условиях грядущего присоединения к ВТО и роста конкуренции развитие рынка должно происходить более высокими темпами. Кроме того, необходима радикальная перестройка существующей системы сбыта мебельной продукции: организация системы комиссионных мебельных магазинов, расширение числа оптовых продавцов мебели, современных мебельных центров.

Решение этих проблем невозможно без участия органов власти и управления. За счет государственной поддержки мебельные предприятия могут эффективно решить проблему привлечения оборотного капитала и инвестиций для радикальной модернизации производства.

В руках органов власти находятся также рычаги внешнеторгового регулирования, с помощью которых можно изменить общие "правила игры" на рынке и в итоге стимулировать дальнейшее развитие производственных и торговых мебельных организаций. Либерализация внешней торговли - закономерный и неизбежный процесс интеграции в мировой рынок. Однако требуется проводить продуманную непротиворечивую внешнеторговую политику. Например, сегодня делаются реальные шаги по снижению пошлин на оборудование и комплектующие. Но полезный эффект от них для отечественного производителя практически сводится на нет одновременным снижением пошлин на готовую импортную мебель, стимулирующим рост импорта.

Значительную пользу рынку могут также принести инициированные государством программы повышения квалификации работников мебельной промышленности. Развитие вторичного мебельного рынка может быть простимулировано путем упрощения процедур регистрации для его участников, предоставления беспроцентных кредитов под оборотные средства, выделение части неэффективно используемых государственных площадей под организацию "комиссионок".

Комплексное решение всех этих вопросов предполагает необходимость подготовки и последующей реализации отраслевой целевой программы развития отечественной мебельной промышленности, по крайней мере на уровне регионов с наиболее емким мебельным рынком (в частности, в Москве). Создание и реализация такой программы должна преследовать не столько фискальные цели, сколько стратегические и социальные: повышение конкурентоспособности мебельной промышленности за счет роста качества ее продукции, удовлетворение потребностей населения. Будем надеяться, что органы власти в ближайшее время осознают необходимость реализации такой программы и приступят к ее созданию. Ведь проблемы "переходного возраста" мебельной промышленности сегодня отражаются на быте каждого россиянина. И даже чиновнику небезразлично, насколько качественно кресло, в котором он сидит.

 

Евгения Дементьева, ведущий экономист ООО НВП "ИНЭК".
Дмитрий Ледовский, экономист ООО НВП "ИНЭК"