;

Российские технологии для успешного бизнеса

 

Обзор фармацевтического рынка России

Фармацевтический рынок традиционно входит в число наиболее рентабельных рынков, как в России, так и за рубежом. Обилие фальсификата и активное проникновение на российский рынок иностранных компаний - лишние тому подтверждения.

Его развитие тесно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране, прежде всего, динамикой реальных доходов населения. Как показывает опыт наших европейских соседей, с ростом дохода возрастает подушевое потребление лекарственных средств (ЛС). Лекарственные средства относятся к продуктам первой необходимости. Поэтому эластичность спроса по доходу, вероятно, меньше 1, то есть с ростом дохода на 1% потребление ЛС растет на меньшую величину. Однако по мере увеличения доходов населения изменяется структура потребления ЛС. Дешевые препараты-дженерики заменяются дорогостоящими оригинальными препаратами, преимущественно импортными, кроме того изменяется структура по группам: возрастает доля витаминов, биологически активных добавок и т.п.

В 2003 г. объем розничного рынка оценивался суммой примерно 148 млрд. руб. в ценах конечного потребления, по данным компании ''ФармАналитик'', за 1 квартал 2004 г. объем рынка составил 41 млрд. руб., что выше аналогичного показателя прошлого года на 17%. Львиная доля рынка в стоимостном выражении приходится на продукцию иностранных производителей. Ежегодный прирост объема рынка достигает около 10-15%.

Фармацевтический рынок включает в себя 3 сегмента: производство, дистрибьюция и розничные продажи. Вслед за мировым фармацевтическим рынком отечественный рынок имеет тенденцию к росту уровня концентрации, формированию вертикальных и горизонтальных интегрированных структур, оптовых и розничных сетей.

В секторе отечественного производства уровень концентрации пока невысок. На долю 2-х крупнейших производителей (компании ОАО ''Отечественные лекарства'', ICNRussia) составляет приблизительно 6% отраслевого выпуска.

Для российского фармрынка характерна относительно высокая численность оптовиков, это, по большей части, мелкие и средние предприятия. В перспективе их количество сократится, по мнению экспертов, до 10-20. В настоящее время на долю 2-х крупнейших дистрибьюторов (''Протек'' и SIA International) приходится более 30% продаж

В розничном сегменте рынка до 40% составляют государственные и муниципальные аптеки. Однако в ближайшем будущем ситуация изменится. Доля госсобственности сократится, значительно вырастет значимость аптечных сетей, таких как ''Аптеки 36,6'', ''Чудо-Доктор'' и т.п.

На российском рынке формируются фармацевтические холдинги, например, ''Отечественные лекарства'' (объединяет предприятия-производителей), ''Профит Хаус'' (производство и розница), ''Аптеки 36,6'' (ЗАО ''Аптеки 36,6'', ЗАО ''Верофарм'').

Региональная структура розничного рынка ЛС отличается неравномерностью распределения, что, однако, соответствует неравномерному распределению населения по территории РФ. Более детальное изучение структуры потребления позволило выявить несколько более высокое подушевое потребление ЛС в крупных регионах, таких как Москва, Московская область, Петербург и т.п.

По данным ''ROMIRMonitoring'', 44% россиян предпочитает отечественные ЛС, для 42% не имеет значение страна-изготовитель. В малых городах и в сельской местности доля приверженцев отечественной фармацевтической продукции выше. По-видимому, кроме психологических факторов на выбор потребителей влияет стоимость препаратов. Российские аналоги зарубежных препаратов существенно дешевле. Действительно, даже в Москве рыночная доля отечественных ЛС в натуральном выражении достигает 69% при доле в стоимостном выражении менее 20%.

Российский фармацевтический рынок переживает не самые спокойные времена. С одной стороны, предстоящий переход на стандарты GMP, с другой - рост конкуренции со стороны иностранных производителей. Оба фактора потребуют от российских производителей максимального напряжения сил и больших инвестиций в инновации, производство и продвижение продукции.

До последнего времени российское производство было ориентировано на выпуск препаратов-дженериков, при этом преобладали традиционные старые дженерики, доступные по цене большинству населения.

Серьезная угроза для легальной активности рынка - распрстранение фальсифицированных лекарственных средств. Примерно 12% ЛС - подделки. Доля фальсификата продолжает возрастать. Ежегодные потери производителей по этой причине оцениваются суммой порядка 250 млн. долл.

 Обзор фармацевтического рынка России (594.1 KB)